Салам Кадыр-Заде, "Парень с журавлиного озера". "Смена" №18, 1952
Явлением в советской иллюстрации пятидесятых, конечно, был художник Пётр Наумович Пинкисевич (1925-2004) - и не потому, что работы его безукоризненны в техническом плане, а в том, что в них не было ложного пиетета и картин иллюзорных видений действительности - столь свойственных другим, во многом хорошим художникам, и при этом, несомненно, он был человеком вполне лояльным системе. Рисунки Петра Пинкисевича - больше чем просто иллюстрация в её узком понимании соавторства или интерпретации: через твёрдое и здравое жизнепонимание художника читатель-зритель с особой ясностью видел своё личное, другого такого же человека и его судьбу. В заключение привожу несколько ранних работ маэстро, опубликованных в журнале "Смена" в 1950-ых.
Г.Березко, "Подвиг". "Смена" №20, 1953
С.Никитин, "Рассказ о первой любви". "Смена" №15, 1955
Андерс Тюхо, "Пятеро в подъезде". "Смена" №19, 1955
И.Дворецкий, "В новогоднюю ночь". "Смена" №1, 1956
Мануэль Рохас, "Стакан молока". "Смена" №8, 1956
П.Шебунин, "Нюрка". "Смена" №22, 1956
С.Наумов, "Плечо товарища". "Смена" №18, 1958
Уильям Дюбуа, "Возвращение Джона". "Смена" №2, 1959
No doubts, the artist Pyotr Naumovich Pinkisevich (1925-2004) was a phenomenon in the Soviet illustration - and not because his works are technically impeccable, but because his pictures did not have false reverence and illusory visions of reality, nevertheless he was a person quite loyal to the system. The drawings of Pyotr Pinkisevich are more than just an illustration in its narrow understanding of co-authorship or interpretation: through the artist’s firm and sensible understanding of life, the reader-spectator saw with particular clarity herself. He is an artist-composer of sniper talent, - this is how the artist Nikolai Nikolaevich Zhukov described Pyotr Naumovich Pinkisevich, - a statement with which one agree. In conclusion, I cite several early works of the maestro, published in the journal Smena in the 1950s.