"Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах"
Иван Тургенев,"Отцы и дети"

March 23, 2023

Иллюстрации Андрея Николаева к "Белой гвардии" Булгакова



Иллюстрация Андрея Николаева (1922-2013) к "Белой гвардии" Булгакова, за малым исключением, ограничена кругом Турбинных. В ней есть аллегория зимы - и это важный и правильный ход. Но отсутствует Город - описание которого задаёт ритм и мелодию романа, на фоне которого высвечиваются антагонизмы времени и разворачиваются драматические события. События - от которых отстраниться нельзя, которые требуют поступка, объясняют поступок и сущность поступившего. Именно об этом единственном поступке - не ума, но сердца - и рассказывает Булгаков в своём романе, воплощая это качество в главных героях "Белой гвардии". Не знаю, чем обусловлен и насколько оправдан весьма сомнительный, на мой взгляд, подход Андрея Николаева к вычленению отдельных сюжетных линий из общей смысловой канвы повествования; вдобавок художник, видимо, посчитал несущественным то обстоятельство, что по тексту Турбины и их друзья - люди очень молодые (изображённые персоналии выглядят людьми довольно зрелыми), а значить им свойственно ошибаться, рефлексовать и быть категоричными в суждениях - данный факт играет немаловажную роль для понимания произведения Булгакова. Не соглашаясь с художником в общей трактовке произведения, всё же хочу отметить, что на сегодняшний день это явно лучшая иллюстрация к "Белой гвардии", к тому же в удивительном исполнении.





Дата создания иллюстраций - 1989 год. Опубликовано издательством "Речь" в 2017 году.
Andrey Nikolaev's (1922-2013) illustration for Bulgakov's The White Guard, with a few exceptions, is limited to the circle of the Turbins. There is an allegory of winter in it - and this is important, but there is no City, the description of which sets the rhythm and melody of the novel; against which the antagonisms of time are highlighted and dramatic events unfold. Events - from which it is impossible to step back - which require an act, explain the act and the essence of the act. It is about this single act not of the mind, but of the heart, highlighting all the best that is in a person, that Bulgakov tells in his novel, embodying this quality in the main characters of the White Guard, as I understand it. I don’t know what caused and how justified Andrei Nikolaev’s very dubious, in my opinion, approach to isolating individual storylines from the general semantic outline of the narrative; in addition, the artist considered it insignificant that, according to the text, the Turbins and their friends are very young people (the depicted personalities look like quite mature people), which means they tend to make mistakes, reflect and be categorical in their judgments - this fact plays an important role for understanding Bulgakov's works. Disagreeing with the artist in the general interpretation of the text, I still want to note that today this is clearly the best illustration for the White Guard, moreover, in an amazing performance.
Дополнительно: Сайт памяти художника Андрея Владимировича Николаева