"Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах"
Иван Тургенев,"Отцы и дети"

February 5, 2025

Николай Михайлович Кочергин (иллюстрации в журнале "Всемирный следопыт"; 1929-1930)




"...Папа был настолько не в политике: он отказывался вступать в партию, он не был никогда в жизни никаким общественным деятелем, ни в каких организациях, нигде ничего, он был просто художником. Он понял, что ему надо идти в графику, и начал работать в журнале "Вокруг света"; вот эти вот 1920-е - 1930-е годы - очень известные папины иллюстрации...", - из беседы Екатерины Густавовны Озеровой с Натальей Николаевной Кочергиной


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Амба". "Всемирный следопыт" №10, 1929


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Амба". "Всемирный следопыт" №10, 1929


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Хойти-тойти". "Всемирный следопыт" №1, 1930


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Хойти-тойти". "Всемирный следопыт" №1, 1930


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Хойти-тойти". "Всемирный следопыт" №1, 1930


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Хойти-тойти". "Всемирный следопыт" №2, 1930


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Хойти-тойти". "Всемирный следопыт" №2, 1930


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Хойти-тойти". "Всемирный следопыт" №2, 1930


А.Беляев, "Изобретения профессора Вагнера. Хойти-тойти". Всемирный следопыт №2, 1930


"...Но потом стал "Вокруг света" хуже, стали уже запрещать эти резкие, как сейчас говорят, экшн; графика была у папы очень чёткая, сильная, эксцентричная, какая-то экспрессивная. Всё это дело стали забивать, стали критиковать. И папа ушёл в детскую иллюстрацию - собственно, это уже, наверное, после войны. Во время войны он плакатов много делал...", - из беседы Екатерины Густавовны Озеровой с Натальей Николаевной Кочергиной



П.Аренский, "Чёрная вода". "Всемирный следопыт" №3, 1930


П.Аренский, "Чёрная вода". "Всемирный следопыт" №3, 1930


П.Аренский, "Чёрная вода". "Всемирный следопыт" №3, 1930


"...Он ушел в детскую графику после войны. И так как-то и остался, как известен сейчас: как художник детской графики, детской иллюстрации, хотя на самом деле до этого у него была богатая жизнь, интересная, совершенно другие отрасли изобразительного искусства. Он очень много делал, очень любил Восток, поэтому у него много было китайских, японских, вьетнамских... Ну и, конечно, русские народные сказки, русские богатыри - я считаю, что наиболее интересные...", - из беседы Екатерины Густавовны Озеровой с Натальей Николаевной Кочергиной



А.Беляев, "Город победителя". "Всемирный следопыт" №4, 1930


А.Беляев, "Город победителя". "Всемирный следопыт" №4, 1930


А.Беляев, "Город победителя". "Всемирный следопыт" №4, 1930




Nikolay Mikhailovich Kochergin (1897-1974) was a Soviet artist of book and poster. He studied at the Imperial Stroganov Central Art and Industrial School (Moscow); from 1918 to 1921 artist specialized in the field of political posters; from 1922, the artist lived and worked in Petrograd-Leningrad and he was engaged in easel painting and illustrated magazines of Leningrad and Moscow publishers; after the World War II Nikolay Mikhailovich Kochergin worked mainly as an illustrator of children's books.