№8. 1929
Владимир Михайлович Голицын (1901-1943) - художник-литератор, изобретатель детских игр; формального художественного образования – не получил, системные навыки приобретал, периодически беря уроки частным образом, у мастеров-профессионалов. В 1921 году - участвовал в полярной экспедиции на ледоколе "Малыгин" в должности художника; в 1922 году - посещал мастерскую Кончаловского, готовясь к поступлению в ВХУТЕМАС, и куда затем не прошёл по конкурсу. В 1923-1924 годах - являлся сотрудником Кустарного музея в Москве; за роспись деревянных изделий, посланных музеем на Международную выставку декоративных искусств в Париже (1925), по классу "Искусство и индустрия дерева" - получил Золотую медаль.
1924 год был временем начала сотрудничества Владимира Михайловича Голицына с "Государственным издательством" и журналом "Всемирная иллюстрация"; сотрудничества, определившего позднее его профессиональное кредо; принёсшего ему определённую известность в издательской среде и читательском круге. В "Государственном издательстве" художник проиллюстрировал следующих авторов: А. Кароти, "Наследство капитана Немо" (1925); Льва Гумилевского, "Кладбище мамонтов" (1925); Л. Митчеля, "Песенка нового паровоза" (1925); Е. Бывалова, "Зюйд-вест. Дети палубы" (1926); Д. Алтаузена, "Якутёнок Олеська" (1927); А. Новикова-Прибоя, "Между жизнью и смертью" (1928); Н. Шпанова, "В страну вечных льдов" (1929); Евгения Бывалова, "На тральщике" (1930). В журнал "Всемирный следопыт" Владимир Михайлович Голицын был приглашён заведующим редакцией Владимиром Алексеевичем Поповым. Наверное, не было номера, где бы ни присутствовали, разнообразные и по жанру, и по технике исполнения, эффектные рисунки художника; со сменой главного редактора, художник был изгнан из журнала. В этот же период времени художник печатался в журналах "Пионер", "Вокруг света", "Знание-сила", "Кругосвет", "Борьба миров". В издательстве "Крестьянская газета", в Библиотечке журнала "Дружные ребята", - проиллюстрировал книги Николая Шпанова "Полярный поход «Красина»" (1929) и "В стране вечных льдов" (1930). С 1930 года Владимиру Михайловичу Голицыну было запрещено жить в Москве.
С 1930 по 1941 год художник работал в Дмитровском краеведческом музее. В Дмитровский период им созданы детские игры: "Пират", "Юнга", "Морская викторина", "Флотская игра", "Колумбы", "Путешествие вокруг СССР", которые были частью изданы "Крестьянской газетой", "Мособлосводом", частью напечатаны журналами, такими как "Знание-сила", "Пионер", "Затейник". Сотрудничество художника Владимира Михайловича Голицына и писателя Бориса Степановича Житкова, начавшееся в Дмитрове, привело к выпуску "Детиздатом" книг "Пароход" (1936), "Приключения Партизана" (1938) и "Помощь идёт" (1939).
15 декабря 1941 года Владимир Михайлович Голицын был обвинён Управлением НКВД по Московской области в том, что "в течении нескольких лет систематически вёл антисоветскую агитацию, восхвалял фашистский строй". Приговорён Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58, п. 10 части II УК РСФСР к расстрелу с конфискацией лично принадлежащему ему имущества. 27 мая 1942 года Особым совещанием при Народном комиссаре Внутренних дел СССР расстрел заменён на 5 лет ИТЛ. 8 февраля 1943 года художник скончался в Свияжском ИТК № 5 УИТЛК НКВД Татарской АССР от пеллагры, развившейся вследствие истощения. В 1958 году Постановлением Президиума Московского областного суда дело Владимира Михайловича Голицына прекращено за недоказанностью обвинения.
№4. 1927
№6. 1927
№2. 1929
№3. 1929
№4 1929
№7. 1929
PS. Несмотря на обилие различного рода статей о художнике Владимире Михайловиче Голицыне, приведённые в них данные - размыты; события смещены по акцентам и датам; часто не хватает в них фактологически-выверенных сведений; беспристрастного и взвешенного повествования; оценки не личности как таковой, но личности-художника, наделённой к тому же волевым целеустремлённым и амбициозным характером. Нередко авторы путаются или тонут в этом материале; наверное, и моя справка-заметка, обозначающая основные этапы профессиональной деятельности художника, как я ни старался, вышла в хронологическом плане довольно путаной, нестройной, несмотря и на обращение к первоисточникам: Сергей Голицын Записки уцелевшего // Издательство: М.: Орбита 1990; Страницы жизни художника, изобретателя и моряка / И.В. Голицын, С.М. Голицын, В.А. Васнецов, В.В. Перцов // Издательство: М.: Советский художник 1973; Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы; в качестве библиографического источника использовались данные сайта Лаборатория Фантастики