"Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах"
Иван Тургенев,"Отцы и дети"

February 18, 2022

Кацусика Хокусай (葛飾 北斎)

神奈川沖浪裏 (анг. Under the Wave off Kanagawa; рус. Большая волна в Канагаве)


Кацусика Хокусай (яп. 葛飾 北斎; анг. Katsushika Hokusai; урождённое имя - Токитаро (яп. 時太郎 [Tokitarō]; 1760-1849) - японский художник, гравёр и укиё-э живописец периода Эдо; известен как автор серии гравюр на дереве под общим названием - "Тридцать шесть видов на гору Фудзи" (яп. 富嶽三十六景; анг. Fugaku Sanjūroku-kei; время создания 1820-1830ые годы), в которую входит и знаменитая "Большая волна в Канагаве" (яп. 神奈川沖浪裏). В постскриптуме к этой работе Хокусай написал: "Примерно с шести лет у меня появилась привычка делать наброски с натуры. Я стал художником и с пятидесяти лет начал создавать произведения, завоевавшие некоторую известность, но ничто из того, что я делал до семидесяти лет, не заслуживает внимания. В семьдесят три года я начал постигать строение птиц и зверей, насекомых и рыб, а также то, как растут растения. Если я продолжу попытки, то к восьмидесяти шести годам я, несомненно, буду понимать их ещё лучше, так что к девяноста годам я проникну в их сущностную природу. В сто лет у меня вполне может быть положительное божественное понимание их, а в сто тридцать, сто сорок или старше я достигну стадии, когда каждая точка и каждый штрих, которые я рисую, будут живыми. Пусть небо, дарующее долгую жизнь, даст мне шанс доказать, что это не ложь". Небо распорядилось по-своему, философически даровав художнику, куда большее творческое долголетие, чем он просил - в его последователях и учениках. Опосредственное влияние его и японского искусства в целом чувствуется и в стиле ар-нуво, и в югендстиле, и особенно в импрессионистском движении с его философией мимолётного впечатления и склонностью к художественному синтезу в стремлении естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности.

凱風快晴

東都駿台

諸人登山

駿州片倉茶園の不二

甲州三嶌越

江戸日本橋

信州諏訪湖

相州梅沢庄




Katsushika Hokusai (1760-1849) was a Japanese artist, ukiyo-e painter and printmaker of the Edo period, best known for his wood block print series "Thirty-Six Views of Mount Fuji". The indirect influence of him and Japanese art in general is felt in the Art Nouveau style, and especially in the Impressionist movement with its philosophy of an effort to capture the real world in its mobility.
Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Укиё-э (яп. 浮世絵, картины [образы] изменчивого мира) - традиционное японское искусство, объединяет одновременно картины и ксилографии, развилось в городской культуре Эдо во второй половине XVII века.

Дополнительно: Learning Portal of Goverment of Nepal | Artists | Hokusai