"Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах"
Иван Тургенев,"Отцы и дети"

October 30, 2017

Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher)



Мауриц Корнелис Эшер (нидерл. Maurits Cornelis Escher; 1898-1972) - нидерландский художник-график, ксилограф, литограф, гравёр; исследователь парадоксов, возникающих при изображении трёхмерного пространства. Интеллектуально-антиномические рисунки мастера, наверное, можно назвать научной или математической графикой. Впрочем, сам художник о своих математических познаниях отзывался небрежно: "Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти учёные люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретённого брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен". Кандидат физико-математических наук С.Табачников в статье, посвящённой художнику ("Квант" № 12, 1990 г.), отметил, что согласно философии Платона абстрактные идеи живут отдельно в "мире чистых сущностей" (таковы идеи пространства и времени) и в таком, платоновском понимании мир Эшера и мир математики - близкие соседи. Что же, с этим утверждением нельзя не согласиться.


"Глаз" (Eye). 1946


"Балкон" (Balcony). 1945


"Три мира" (Three Worlds). 1955


"Восхождение и спуск" (Ascending - Descending). 1960


"Водопад" (Waterfall), 1961



ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Мауриц Корнелис Эшер: работы, статьи, биография, ссылки