"Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах"
Иван Тургенев,"Отцы и дети"

May 10, 2025

Мстислав Валерианович Добужинский: "Петербург в двадцать первом году"


Исаакий в метель


Мстислав Валерианович Добужинский (лит. Mstislavas Dobužinskis; 1875-1957) - график, живописец, театральный художник, педагог; родился в Новгороде в семье с литовскими корнями; в 1884-1885 годах посещал Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, в 1895 году поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, учился в частных школах Антона Ажбе (словен. Anton Ažbe) и Шимона Холлоши (венг. Hollósy Simon) в Мюнхене (1899-1901), в 1901 году брал уроки у гравёра Василия Васильевича Матэ в Санкт-Петербурге; сотрудничал с журналами "Мир искусства", "Золотое руно", "Жупел", "Адская почта", "Аполлон", "Сатирикон"; преподавал в школе Е.Н. Званцевой (1906-1911); после революции принимал участие в организации Витебского художественно-практического института, Витебского художественного музея; в 1922-1923 годах художник преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). С иллюстрациями Добужинского напечатаны: "Станционный смотритель" А.С. Пушкина (1905), "Казначейша" М.Ю. Лермонтова (1913), "Новый Плутарх" М.А. Кузмина (1918), "Барышня-крестьянка" А.С. Пушкина (1919), "Белые ночи" Ф.М. Достоевского (1921), "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921), "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1921), "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1921), "Свинопас" Ганса Христиана Андерсена (1922), "Примус" О.Э. Мандельштама (1924), "Три толстяка" Ю.К. Олеши (1928), "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (1937; 1938), "Левша" (The Steel Flea) Н.С. Лескова (1943), "Ночной трактир" И.А. Бунина (1946), "Слово о полку Игореве" (1950). В 1924 году художник принял литовское гражданство. В 1929-1935 годах жил в Каунасе: преподавал в художественной школе, был главным художником Литовского государственного театра. В 1939 году переехал в США; жил в Нью-Йорке: оформлял спектакли для театров Америки и Европы, работал для кинематографа.


Памятник Петру


Городские пейзажи Добужинского заслуживают особого внимания. Добужинский прежде всего - изобразитель символического образа города, а не обычного архитектурного пейзажа. В сущности городских строений и конструкций изредка встречающийся одинокий человек лишь безликий силуэт: он подчинён этой сущности, он во власти овеществлённого бытия города. Показателен в этом отношении альбом литографий художника "Петербург в двадцать первом году" изданный в Петрограде Комитетом популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры в 1923 году.



Львиный мост


Землесос


Сфинксы


Английская набережная в снегу


Летний сад зимой


Окружный суд


Пустырь на Васильевском Острове


Набережная Пряжки


Огород на Обводном канале


Петропавловская крепость




Дополнительно: Биографика СПбГУ: Добужинский Мстислав Валерианович; TEHNE - российский архитектурно-дизайнерский портал: Добужинский М. Петербург в двадцать первом году. - Петроград, 1923, Л.В. Розенталь. Мстислав Валерианович Добужинский; Виртуальный Русский музей (старая версия): М.В. Руденская, "Городской пейзаж"; Deziiign: Polina Artemeva, "Образ города в творчестве Мстислава Добужинского"; Анастасiя Чеботаревская М.В. Добужинскiй и его произведенiя / Солнце Россiи. 1912. № 22 стр. 5-7