Государственный флаг, лаконичный символ советского флота, возле которого стоит мальчик-часовой, впервые в жизни несущий вахту матроса. Рассматривая место на корабле, где потом будет установлен гюйс, я решил, что могу изобразить будущего часового на фоне боевых кораблей, символизирующих сегодняшнюю мощь страны, и которые в праздники стоят на Неве, на фоне Зимнего дворца, с которым связала себя «Аврора» своим историческим выстрелом. Такое решение позволило мне сконцентрировать всё внимание на единичной фигуре нахимовца, и через неё, через выправку, сосредоточенное, выражающее чувство долга детское лицо сказать то, что связывалось мной с представлением о нахимовце – советском ребёнке и будущем офицере советского флота.
Алексей Фёдорович Пахомов (1900-1973),
"Про свою работу" (Л.: Художник РСФСР, 1971)
"Про свою работу" (Л.: Художник РСФСР, 1971)
"Меня часто спрашивают, – писал художник в 1937 году, – почему я стал изображать детей? Мне трудно дать себе в этом вполне ясный отчёт. Возможно, одной из причин было то, что я очень рано, с десяти лет, один-одинёшенек попал в город и жил на «казённых» харчах, т.е. ежедневно недоедал, всегда думал о пище, ходил в рваных сапогах и грязном белье. Поэтому мое детство до десяти лет, проведённое в деревне, у родителей, мне всегда представлялось самым счастливым и беспечным временем моей жизни. Весной я прудил ручьи, устраивал мельницы, пускал плотики и лодочки, летом ловил рыбу, купался, бегал в поле за горохом, в лес искать птичьи гнёзда, зимой катался на салазках и в любое время, прибежав домой, мог взять кусок хлеба с солью и снова бежать и играть. С десяти лет всё это круто оборвалось. Бурса, голод, побои старших товарищей (я был всегда самым маленьким в своём классе), холод, грязь, кашель, насморк и никакой радости, никаких развлечений. С щемящим сердцем и со слезами я вспоминал всегда светлые и счастливые годы в деревне, и мне казалось, что радость в жизни никогда не вернётся".
Всякий художник переживает очень важный период в своей жизни, период становления, переход от ученичества к обретению своего лица, своих художественных приёмов, начиная с уменья по-своему рисовать глаза и нос и кончая созданием своего поэтического мира. Этот путь не всегда бывает осознанным. Для меня он проходил под знаком поисков "стиля эпохи".
Алексей Фёдорович Пахомов (1900-1973),
"Про свою работу" (Л.: Художник РСФСР, 1971)
"Про свою работу" (Л.: Художник РСФСР, 1971)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Вологодская областная универсальная научная библиотека | ПАМЯТЬ ВОЛОГДЫ | АЛЕКСЕЙ ПАХОМОВ | Составитель: М.Г.Ильюшина, Дизайн: С.Ш.Лихачева