Исаак Хаскелевич Гринштейн, "Вперёд к коммунизму!". Обложка журнала "Смена" №3, 1939
Чтобы в какой-то степени понять художников, творивших в журнале в предвоенные годы, и окружающую их атмосферу, попытаюсь, хотя бы в приближении, абстрагируясь только от содержания прессы тех дней - без нравственных оценок и высказанного личного отношения к происшедшим событиям - нарисовать обобщённый образ времени ими представленного. Итак, как мне видится, онтологически складывается из содержимого советских периодических изданий тех дней, стержневыми публикациями тридцатых годов были: во первых, темы так или иначе связанные с мифологизацией личности Сталина, во вторых, производные темы от проводимой вождём политики форсированной милитаризации страны. Как следствие, или составная часть этих действий, был запуск жёсткой идеологической мобилизации населения на всех уровнях. Отсюда официально навязанные шаблоны соцреализма, отменяющие индивидуалистический опыт и всякое инакомыслие в искусстве, должные превратить художника в казённого служивого. Впрочем, как оказалось, чем более истинный художник ограничен государством, тем выше его ассоциативное и образное мастерство: иногда настоящий смысл, который сердца касается, скрывался под советской фальшобёрткой, но чаще - тонко вуалировался.
Исаак Хаскелевич Гринштейн. Вкладка журнала "Смена" №12, 1939
С.Диковский, "Бэри-бэри". Иллюстрации Исаака Хаскелевича Гринштейна. "Смена" №7, 1939
Георгий Александрович Балашов, "Песня будущих боёв". Фрагмент обложки журнала "Смена" №10, 1938
Руд.Бершадский, "Детство в Василёве". Иллюстрация Георгия Александровича Балашова. "Смена" №2, 1939
П.Лопатин, И.Романовский, "Москва 1945". Иллюстрация Георгия Александровича Балашова. "Смена" №3, 1939
Арк.Первенцев, "Взятие Ростова". Иллюстрация Георгия Александровича Балашова. "Смена" №10, 1939
Георгий Александрович Балашов, "17 сентября 1939". Фрагмент обложки журнала "Смена" №11, 1939
М.Ромм, "Закон ремесла". Иллюстрация Георгия Александровича Балашова. "Смена" №1, 1940
Андрей Платонов, "Великий человек". Иллюстрация Георгия Александровича Балашова. "Смена" №4, 1941
Лина Зугсмит, "Измена". Иллюстрация Арсения Леонидовича Шульца. "Смена" №8, 1938
Лен Цинберг, "Скэб". Иллюстрация Арсения Леонидовича Шульца. "Смена" №2, 1940
А.Писаренко, "Мечты и планы". Иллюстрация Петра Петровича Клеттенберга. "Смена" №8, 1935
В.Бахметьев, "Под звёздами". Иллюстрация Петра Петровича Клеттенберга. "Смена" №10, 1935
Дм.Лебедев, "Большое сердце". Иллюстрация Петра Петровича Клеттенберга. "Смена" №3, 1937
Поль де Крюи, "История маленькой Джоэн". Иллюстрация Петра Петровича Клеттенберга. "Смена" №4, 1937
С.Диковский, "Патриоты". Иллюстрация Петра Петровича Клеттенберга. "Смена" №5, 1937
А.Г., "Щели для врага". Иллюстрация Петра Петровича Клеттенберга. "Смена" №8, 1937
Пётр Петрович Клеттенберг (1904-1938) - был арестован 9 марта 1938 года; к моменту ареста работал в ЦПКиО им.Горького художником. Расстрелян 27 июня 1938 года на Бутовском полигоне НКВД под Москвой. Реабилитирован 12 сентября 1989 года за отсутствием состава преступления.
Вкладка-плакат Наума Моисеевича Лисогорского. "Смена" №12, 1937
К.Чуковский, "Министр, царь и "кухаркины дети"". Иллюстрация Наума Моисеевича Лисогорского. "Смена" №7, 1937
Наум Моисеевич Лисогорский (Н.Лис; 1910–1986) - художник-график, карикатурист; с 1929 года один из авторов журнала "Крокодил". Окончил художественную школу в Одессе.
Иннокентий Павлович Шапошников (Кеш, Кеша-Проскуряков), "Толстой, Пушкин, Гоголь: - Ваш пропуск, молодой человек, недействителен". "Смена" №2, 1936
Иннокентий Павлович Шапошников (Кеш, Кеша-Проскуряков; 1901-1960) - художник-график, плакатист. Учился в художественном техникуме в Харькове. До войны рисовал для журналов "Мурзилка" и "Смена".
Вениамин Маркович Брискин, "Академик". "Смена" №5, 1936
Рисунок В.Брискина и В.Фомичёва, "Приговор суда - приговор народа". "Смена" №4, 1938
Вениамин Маркович Брискин (1906-1982) - художник-график, плакатист, карикатурист; обучался в Харьковском художественном институте (1921-1925).