"Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах"
Иван Тургенев,"Отцы и дети"

November 19, 2025

Иллюстрации Марата Буткина к произведеням Валентина Пикуля


Нечистая сила
Журнал "Советский воин"
1989-1990




Литераторов, сочинявших исторические романы, в Советском Союзе было немало, вот только любовь и признание читателей получили немногие: Валентин Саввич Пикуль – был одним из немногих. Любое воззрение на историческое событие имеет оценочное суждение исследователя с точки зрения современных ему реалий и его образных представлений о мире и месте в нём человека. В этом отношении в историко-художественных повествованиях Валентина Пикуля, созданных им на основе интерполяций и художественного переосмысления мемуаров свидетелей и архивных материалов, представлена, скорее, народная, глубинная точка зрения. Писатель, встроив в канву увлекательного и живого сюжета психологически выразительных героев, имел смелость приземлить историческое событие так, что его интерпретация находила благодарный отклик в сердцах советских читателей: при жизни автора общий тираж его романов превысил двадцать миллионов экземпляров. Примечателен роман Валентина Пикуля "Нечистая сила", обнажающий внутреннюю коррупцию и декаданс верхов на фоне стремительно надвигающейся на страну катастрофы. С иллюстрациями, выполненными Маратом Львовичем Буткиным (1926-1992), роман был опубликован в журнале "Советский воин" в 1989-1990 годах. Картины, иллюстрирующие текст, написаны художником темпераментно – энергичным широким мазком, композиция – насыщенно динамичная, ритмическая; как и роман, они порой приводят в смятение своей страстью, прямотой и натуралистической откровенностью. Нет сомнения в том, что визуализация "Нечистой силы" художником Маратом Буткиным является исключительным образцом искусства прочтения и, если хотите, дешифровки романа Валентина Пикуля.


"Советский Воин" №19, 1989

"Советский Воин" №20, 1989

"Советский Воин" №21, 1989

"Советский Воин" №22, 1989

"Советский Воин" №23, 1989

"Советский Воин" №24, 1989

"Советский Воин" №01, 1990

"Советский Воин" №02, 1990

"Советский Воин" №03, 1990




There were many authors of historical novels in the Soviet Union, but only a few earned the love and recognition of readers: Valentin Savvich Pikul was one of them. Any view of a historical event depends on a researcher's value judgment based on modern realities and a figurative understanding of the world and man's place in it. In this case, the Pikul's viewpoint of history is truly folk. The historical novels of Valentin Pikul created by interpolation and artistic reinterpretation of eyewitness memories and archival materials have found a response among readers: the total circulation of his novels has exceeded twenty million copies. The Demonic Forces by Valentin Pikul is notable for exposing internal corruption and the decline of the upper classes against the backdrop of a rapidly approaching catastrophe. Published this novel has caused a nervous reaction in certain circles. The novel with illustrations by Marat Butkin was publishing in the Sovetskiy Voin (Soviet Warrior) magazine in 1989-1990. The artist's illustrations fully reflect the rhythm and spirit of the literary work and, like the novel, sometimes shock us with their directness and frankness.

Предыдущие публикации: Марат Львович Буткин; Художники журнала "Советский воин"; Художники журнала "Советский воин" | Марат Буткин


November 13, 2025

Алекс Росс (Alexander Sharpe Ross). 1950-ые


Blackboard Jungle by Evan Hunter. Ladies' Home Journal, October 1954


Алекс Росс (анг. Alex Ross [Alexander Sharpe Ross]; 1908-1990) родился в Шотландии; в 1911 году семья Россов эмигрировала в Америку и поселилась в Питтсбурге, штат Пенсильвания. После окончания школы Аликзандер два года посещал вечерние курсы, изучая промышленный дизайн в Технологическом институте Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллон), работал верстальщиком; в 1930-ые годы - художник рекламы и плаката. В январе 1940 года Росс переехал в Нью-Йорк, где присоединился к престижной студии Чарлза Купера (Charles E. Cooper Studio). Первый серьёзный успех пришёл к нему в 1941 году, когда журнал "Гуд хаузкипинг" (Good Housekeeping) выбрал одну из его картин для обложки. В течение многих лет Алекс Росс выполнял заказы и для таких популярных журналов, как "Колльерз", "Сатердей ивнинг пост", "Лэдиз хоум джёрнэл", "Космополитен", "Макколлз", "Вуменз хоум кемпэньен", "Ридерз дайджест" и "Космополитен" (Collier's, The Saturday Evening Post, Ladies' Home Journal, Cosmopolitan, McCall's, Woman's Home Companion, Reader's Digest, Cosmopolitan). Художник любил экспериментировать в способах подачи материала, работая в разных техниках, стилях, применяя необычные композиционные построения, что особенно заметно в его иллюстрациях 1950-ых годов. С середины 1960-ых Алекс Росс стал уделять всё больше и больше времени большим формам, станковой живописи. Освободившись от ограничений накладываемых журнальной и книжной иллюстрацией, художник работал в оригинальном стиле, названным им "изобретательным реализмом".


A Kinder Spirit by Richard Sherman. Cosmopolitan, October 1950

Do Not Disturb by Ormsby Green. Cosmopolitan, February 1951

Old Out of Focus by Elliot Chase. Cosmopolitan v133 n02, 1952-08

Hit and Run by John D. MacDonald. Good Housekeeping, August 1952

The Rut by William Kingsfield. Cosmopolitan v133 n05, 1952-11

Dishonor Roll by Al Hine. Collier's, December 13, 1952

Devil Doll by Susan Weyer. Cosmopolitan v134 n04, 1953-04

The Other Woman by Rachel Thornton. Cosmopolitan v138 n04, 1955-04

The Rebel... by Charles Robbins. Cosmopolitan v138 n05, 1955-05

Whispers of Love by Susan Weyer. Cosmopolitan v138- n06, 1955-06


"...Я увлёкся французским импрессионизмом, после этого мои интересы заняли беспредметники - Пикассо, Кандинский, Миро, Колдер. Но я отошёл от них, потому что ненавижу жёсткие рамки. В живописи должна быть какая-то тайна.

...Я считаю, что трачу больше времени на планирование картины, чем на её написание. В первую очередь я обращаю внимание на тему. В этот момент я сталкиваюсь с принятием важного решения. Я один из тех странных людей, которым искренне нравится как современная, так и традиционная живопись.

...Как человек, экспериментировавший практически со всеми известными средствами, материалами и инструментами и, надеюсь, обладающий умом, не обременённым академическими правилами, я разочарован тем, что до сих пор не придумал ту секретную технику, которая бы озадачила всех экспертов"
Аликзандер Шарп Росс



Sleep Long, My Love by Hillary Waugh. Cosmopolitan v147 n04, 1959-10




По материалам: Norman Rockwell Museum | Illustration History: Alexander Sharpe Ross; Old Ridgefield | Alexander Ross: Artist of the Clinch and Cover; Grapefruit Moon Gallery: Alex Ross; Today's Inspiration: Posts With Label Alex Ross