Революционные агитаторы на фронте. 1917
Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) - российский, советский живописец, художник баталист, репортёр. Получил художественное образование в Виленской рисовальной школе; в 1891-1893 годах учился в Петербургской Академии художеств. В Русско-японскую (1904-1905), Балканскую (1912-1913) и Первую мировою войны работал художественным корреспондентом. Творчество Владимирова в период Первой мировой войны дошло до нас в виде акварельных зарисовок военных операций, публиковавшихся в журнале "Нива". Репортажи художника для лондонского еженедельника "График" (The Graphic), отражавшие военные действия на восточном фронте и последовавшие затем революционные события в России, подписывались псевдонимом "John Wladimiroff". В 1917-1918 годы Владимиров работал в Петроградской милиции, был членом Ассоциации художников революционной России; с 1932 года член ленинградского Союза советских художников; писал картины на революционные и батальные темы.
Между двух огней. 1915
Захвачен казаками. 1915
Атака на раненых русских бойцов с германского аэроплана. 1916
Зимний бой. 1916
Отречение Николая II
Военный министр А.Ф.Керенский воодушевляет полки к наступлению. 1917
Анархия в России: новая демократическая армия на тропе войны. (Революционный чеканя шаг)
Свирепая уличная схватка между казаками и полицией. 1917
Разграбление магазинов в Петрограде. 1917
Анархия в провинции: грабёж в поместье князя Долгорукого. 1917
Самосуд в Петрограде
Разрушение России: пагубное большевистское варварство. 1918
В репортажах 1917-1918 годов, подписанных псевдонимом "John Wladimiroff", есть некий дуализм растерянного интеллигента того времени: осознание того, что российская государственность стремительно деградирует; управляющие верхушки погрязли в своекорыстиях, неумело прикрываемых псевдопатриотическим или "революционным" пустословием; гражданское общество парализовано; согласие с тем, что необходимы коренные перемены, что возврата к прошлому нет и в то же время брезгливое неприятие происходящего, видимое художником как проявление анархии, кровавого бунта, всепожирающего пожара: "...друг другу ищут умертвить единого ради корыстолюбия, похоти и власти..." Но в целом же, мне кажется, у художника - на первый взгляд неявное, досадливое - всё-таки чуть ли не Блоковское восприятие революции, Октябрьского переворота, - может быть, более глубинное, без инфантильного и неумеренного, почти безумного, восторга поэта: "Что же вы думали? Что революция - идиллия? ... Что народ - паинька? ... Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это её частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издаёт поток. Гул этот, всё равно, всегда - о великом".
Стоит буржуй, как пёс голодный. | А.А. Блок, "Двенадцать" |
Декадентство - не стиль, а настроение и тема; явление сложное и противоречивое, которое имеет источником усталость от лицемерной морали, растерянность художника перед антагонизмами действительности. Декаданс не означает упадка в искусстве, но само явление декаданса возникает вследствие упадка жизни, упадка нравственности и безнадёжности.