"Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах"
Иван Тургенев,"Отцы и дети"

17 июня 2017 г.

Султан Мухаммед | Персидская средневековая миниатюра


جشن سده، شاهنامۀ تهماسبی، هم‌اینک در موزۀ متروپولیتن نیویورک
Фирдоуси, "Шахнаме". Пир Сады. 1520-1522 годы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Султан Мухаммед (перс. سلطان محمد; конец 1470-х -1555) - персидский миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Произведения Султана Мухаммеда: миниатюры рукописей "Диван" Хафиза Ширази (перс. خواجه شمس‌الدین محمد حافظ شیرازی; ок. 1325-1389/1390); "Шахнаме" Фирдоуси (Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси́ Туси́, перс. حکیم ابوالقاسم منصور حسن فردوسی توسی‎, тадж. Ҳаким Абулқосим Мансур Ҳасан Фирдавсии Тусӣ; 935-1020); "Хамсе" Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, перс. نظامی گنجوی‎, курд. Nîzamî Gencewî, نیزامی گه‌نجه‌وی; около 1141-1209). Его работы - классический пример персидской миниатюрной иллюстрации того времени. Ильдар Мухамеджанов в обзорной статье "Искусство на поверхности: арабская и персидская миниатюра" отмечает: "Отличительной особенностью персидской миниатюры является несоблюдение масштабов и отсутствие у изображений теней. Группу людей изображают как бы на одной линии и при этом все они повернуты одним боком в сторону зрителя. Кроме этого, цвета, используемые для изображения людей и особенно животных могут отличаться от природных своей яркостью. Часто людей и животных помещают в обрамлении узоров из золотых и серебряных листьев. На взгляд западных искусствоведов персидские миниатюры – это прежде всего иллюстрации к текстам, в которых художник старается избегать своей индивидуальности и отступления от сюжета. Они служат наглядным дополнением к тексту и не несут никаких дополнительных смыслов и обращений к зрителю. Они как бы целиком лежат на поверхности, в них кроме сюжета отсутствует любой другой подтекст в отличие от европейской живописи, которая в отсутствие фотографии пыталась не только зафиксировать внешние черты, но и воздействовать на подсознание зрителя через композицию и множество второстепенных деталей". Однако, на мой взгляд, тебризский канон не нарушает привлекательности иллюстрации - миниатюры Султана Мухаммеда динамичны и изысканны, композиционно-гармоничны, наделены тончайшей декоративностью колорита и чертами реалистической выразительности в трактовке поэтических образов.


به بند کشیدن ضحاک در دماوند، شاهنامۀ تهماسبی
Фирдоуси, "Шахнаме". Тиран Заххак, закованный в цепи Фариданом. 1525-1535 годы. Метрополитен-музей (The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк



Хафиз, "Диван". Аллегория винопития. Около 1525 года. Музей Фогга (Fogg Museum), Кембридж


پادشاهی کیومرث، شاهنامۀ تهماسبی، هم‌اینک در مجموعۀ صدرالدین آقاخان
Фирдоуси, "Шахнаме". Двор Каюмарса. 1525-1535 годы. Собрание Садруддина Ага-хана. Женева



خواب رستم، شاهنامۀ فردوسی، ترسیم ۱۵۱۵ تا ۱۵۲۲، هم‌اینک در موزۀ بریتانیا
Фирдоуси, "Шахнаме". Спящий Рустам. 1515-1522 годы. Британский музей (The British Museum). Лондон





ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Encyclopædia Britannica | Sulṭān Muḥammad
Материал из Википедии - свободной энциклопедии